» »  руглый стол ”ѕ–ј¬»—: Ђƒаже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правомї

 руглый стол ”ѕ–ј¬»—: Ђƒаже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правомї

 руглый стол ”ѕ–ј¬»—: Ђƒаже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правомї

 руглый стол Ђƒе€тельность ”ѕ–ј¬»— в части защиты прав авторов произведений изобразительного искусства и международный опыт в данной сфереї состо€лс€ 1 июн€ 2019 года в рамках ћеждународного фестивал€ Ђ»нтермузей-2019ї. —пикеры, в число которых вошли ведущие российские и международные эксперты в области права, обсудили, за что музеи должны платить авторам художественных полотен, можно ли посетител€м выставок выкладывать в соцсет€х фото на фоне музейных экспонатов, а галере€м - издавать каталоги с изображением своих же картин, а также многие другие правовые вопросы.

¬ круглом столе прин€ли участие генеральный директор јссоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (”ѕ–ј¬»—) Ёрик ¬альдес-ћартинес и его заместитель ќлег ѕатрин; руководитель отдела по работе с плательщиками ”ѕ–ј¬»— јлексей  источкин. ќ международном опыте применени€ авторского права рассказали начальник отдела лицензировани€ јвторского общества художников и дизайнеров ¬еликобритании (DACS) ¬иктори€ ’упер и менеджер по индивидуальным правам ќбщества по защите прав авторов визуальных произведений Ќидерландов (PICTORIGHT) —андер ван де ¬иел.

ќткрывший круглый стол Ёрик ¬альдес-ћартинес сообщил, что с 2018 года заметно активизировалась работа по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов, и других авторов произведений изобразительного искусства, а также в сфере управлени€ и защиты авторского права при реализации права следовани€. —в€зано это в первую очередь с приходом новой команды в ”ѕ–ј¬»— и внесением изменений в законодательство. ¬ июне вступила в силу нова€ редакци€ статьи 1293 √ражданского кодекса о праве следовани€, а в сент€бре Ц постановление ѕравительства є285, детально регламентирующее сведени€ о перепродаже произведений изобразительного искусства и пор€док выплат авторам.

¬ –оссии и за рубежом это право распростран€етс€ на авторов при жизни и переходит к наследникам.

ѕо словам г-на ¬альдес-ћартинеса, ”ѕ–ј¬»— в последнее врем€ значительно расширило свое представительство, наладив сотрудничество с иностранными организаци€ми, в том числе c ADAGP (‘ранци€), VEGAP (»спани€), ARS (—Ўј), DACS (јнгли€), BUS (Ўвеци€), SIAE (»тали€), BONO (Ќорвеги€), PICTORIGHT (Ќидерланды), SAVA (јргентина), OOA-S („ехи€) и многими другими. Ёто должно обеспечить российским авторам и иным правообладател€м защиту их авторских прав за пределами –оссийской ‘едерации.  роме того, заключение —оглашений дает ”ѕ–ј¬»— право выдавать разрешени€ и собирать вознаграждени€ на территории –оссии в пользу авторов Ц членов иностранных обществ в сфере управлени€ их исключительными правами.

 руглый стол ”ѕ–ј¬»—: Ђƒаже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правомї

„то касаетс€ произведений изобразительного искусства, то с их авторами ”ѕ–ј¬»— работает как по пр€мым договорам, так и по договорам о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организаци€ми.

- ќсобенность нынешнего российского законодательства, - объ€снил ¬альдес-ћартинес, - в том, что даже если произведение продано музею, автор или его наследники (в течение 70 лет после смерти автора) все равно остаютс€ владельцами исключительных авторских прав.

¬иктори€ ’упер рассказала, как система вознаграждений авторов действует за рубежом:

- DACS работает с 41 организацией (музеи, аукционы) из 38 стран. ¬ 2018 году мы выплатили 25 тыс€чам художников 18 млн фунтов. ћы сотрудничаем с обществами художников - ƒали, ѕикассо и других. ќдно из самых €рких воспоминаний Ц помощь музею в организации выставки јнри ћатисса, котора€ стала насто€щим Ђблокбастеромї по количеству посетителей. ќднако с именем этого художника св€зан и громкий скандал. ѕо тематике его картин одной из компаний без урегулировани€ авторских прав была выпущена коллекци€ сережек и ожерелий Ц в результате ее всю пришлось уничтожить.  омпани€ понесла не только финансовые, но и репутационные потери.

ѕо словам —андера ван де ¬иела, PICTORIGHT очень похожа на DACS. ќбщество представл€ет права двух тыс€ч голландских художников, фотографов, архитекторов, скульпторов, а также более 100 тыс€ч художников международных обществ.

- ѕри повторном использовании изображений художник получает 4% от суммы. ÷ифра не очень больша€, но дл€ нас это достижение Ц раз работы художника пользуютс€ спросом, получаетс€, что он получает прибыль от собственного успеха, - призналс€ —андер ван де ¬иел.

¬ ”ѕ–ј¬»—, как сообщил јлексей  источкин, посто€нно обращаютс€ новые авторы, которые хот€т, чтобы јссоциаци€ представл€ла их интересы. Ќеобходимость сотрудничества с организацией пон€ли, по словам ќлега ѕатрина, и сотрудники музеев, которые запрашивают разрешени€ на использование изображений в печатной и сувенирной продукции.

- ƒаже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правом, - по€снил ѕатрин. Ц “акое право должно быть оформлено документально, и тогда изображени€ можно использовать где угодно Ц от каталогов до сувенирных кружек.

ѕри нарушени€х ”ѕ–ј¬»—у приходитьс€ отстаивать авторские права с помощью судов, и проигранных дел пока нет. „аще же заключаютс€ мировые соглашени€: еще до суда или в самом начале процесса ответчик понимает, что что лучше заключить лицензионный договор, дающий право использовать произведение, чем выплачивать значительную компенсацию.

ќднако дл€ сотрудников музеев и галеристов - даже продвинутых - все пока не так €сно.   примеру, массу вопросов вызывает использование авторских произведений в интернете. ѕосетители музеев посто€нно фотографируютс€ на фоне картин или просто делают снимки полотен, а потом выкладывают их в соцсет€х. „ем с точки зрени€ законодательства отличаетс€ снимок картины от снимка посетител€ на фоне картины? Ётот вопрос задала спикерам директор Ђћультимедиа јрт ћузе€ї ќльга —виблова.

—андер ван де ¬иел ответил, что в Ќидерландах два мес€ца назад по€вилс€ закон, согласно которому в соцсет€х запрещено размещать любые снимки из музеев. ≈сли же фото все-таки было опубликовано Ц художнику положено вознаграждение.

 руглый стол ”ѕ–ј¬»—: Ђƒаже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правомї

≈ще один важный вопрос, св€занный с использованием изображений, касаетс€ публикаций картин в каталогах, распростран€емых в сети и в печатном виде. ћузеи могут свободно использовать без получени€ разрешени€ от правообладателей и выплаты им вознаграждени€ произведени€ изобразительного искусства только в своих каталогах выставок и издани€х, посв€щенных исключительно коллекции музе€. ¬ случа€х же размещени€ произведений на сайте музе€ всегда необходимо разрешение, то есть заключение соответствующего лицензионного договора. ѕо словам ќлега ѕатрина, в основном все крупные государственные музеи, в том числе –усский ћузей, √“√, Ёрмитаж, √ћ»» им. ј.—.ѕушкина и многие другие успешно взаимодействуют с ”ѕ–ј¬»—, заключа€ договоры на использование произведений изобразительного искусства в печатных издани€х и в интернете.

¬ Ќидерландах, по словам —андера ван де ¬иела, существует запрет на публикацию работ художников в печатных издани€х. ” музеев есть право изготавливать постеры дл€ рекламы выставок, но не делать каталоги на продажу. ¬ ¬еликобритании организаторам выставок без разрешени€ автора запрещено делать и постеры Ц в рекламе может использоватьс€ только заголовок и сроки проведени€ меропри€ти€, добавила ¬иктори€ ’упер.

Ќатали€ √ергерт, InterMedia

„итайте также

 оментарии (0)
»м€:*
E-Mail:
 омментарий:
¬ведите два слова, показанных на изображении: *
”важаемый посетитель, ¬ы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
ћы рекомендуем ¬ам зарегистрироватьс€ либо войти на сайт под своим именем.