» » Александр Шульгин: «Считаю, что всю музыку из наших сериалов вполне может написать искусственный интеллект»

Александр Шульгин: «Считаю, что всю музыку из наших сериалов вполне может написать искусственный интеллект»

Александр Шульгин: «Считаю, что всю музыку из наших сериалов вполне может написать искусственный интеллект»

О МУЗЫКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

— Музыкой я занимаюсь всю жизнь и всю жизнь учусь музыке. У меня есть высшее образование, но здесь, как и в любой деятельности, я считаю, что самообучение важнее. Более того, в некоторых случаях современное образование может даже навредить. Самых известных современных американских новаторов выгоняли из высших заведений, и они не получали дипломов, но добивались открытий, прорывов и признания. Образование формально делает из таланта исполнителя, тогда как для композитора намного важнее развить абстрактное мышление. В момент, когда человек представляет что-либо, он становится творцом, а затем из воображаемого создает материальную вещь, например, ноты или аудиозапись. Поэтому композитору необходимо научиться представлять то, чего не было, услышать ту музыку, которая еще не звучала.

О НЕОБХОДИМОСТИ МУЗЫКИ В КИНО

— Изначально музыка может настроить на определенный лад, ведь она трогает тоньше и глубже других выразительных средств, причем делает это не напрямую, а опосредованно. Киномузыка, не фоновая, а внутрикадровая, является полноправным персонажем фильма. К примеру, музыка композитора Нино Рота - это действующее лицо картины. Его мелодия «Крестного отца» и «Шербурские зонтики» Мишель Леграна - тоже. Кстати, произведения Эннио Морриконе известны многим, при этом молодежь может не знать, из каких они фильмов. Музыка Морриконе не похожа ни на какую другую, ее легко узнать. Часто бывает, что люди слышали мелодию из картины, которую вовсе не видели. Вспомните, сколько существует российских фильмов, музыку из которых мы знаем лучше сюжетов? Таким образом, получается, что музыка переживает кино. Но конечно, самое лучшее - если работа композитора гармонирует с кинопроизведением на всех уровнях.

Во всех наших фильмах до 2000 года, к примеру, в фильмах Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая и других уделялось большое внимание музыке. С определенного времени отношение к ней изменилось ввиду того, что изменился сам кинематограф, началось сериальное производство. Тем не менее, музыкальной заставкой любого успешного американского сериала можно заслушаться. У многих из них шикарные открывающие темы, настоящие откровения. Например, заставка российского сериала «Троцкий» сделана по динамике очень хорошо, но сейчас я не смогу вспомнить и повторить ни одной ноты непосредственно мелодии. А когда я впервые услышал заставку «Мира дикого запада» композитора Рамина Джавади, который писал музыку и для «Игры престолов», долго не мог отделаться от этой мелодии. К моменту выхода четвертой серии весь YouTube был заполнен кавер-версиями. Если бы я сам был режиссером, то искал бы такого композитора, после работы которого всем захотелось бы писать каверы на заставку этого сериала. Такие композиторы - кумиры современности. Их музыка для своего времени подобна музыке Шопена, Рахманинова, Свиридова, но при этом она и актуальна для молодежи и трогает ее.

О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА ЗРИТЕЛЯ

— Да, конечно. Если вы зайдете на Youtube и кликните на открывающую заглавную тему любого успешного сериала, то увидите, что у нее больше просмотров, чем у самого сериала. Потому что зрители загружают ее в плееры и слушают.

О НЕДООЦЕНЕННОСТИ МУЗЫКИ В РОССИЙСКОМ КИНО

— Сильно недооцененный. Не могу сказать, почему музыка сейчас на таком попустительском уровне... Возможно, из-за недостатка бюджета, возможно из-за пренебрежения работой композитора. Кроме того, многие создатели стремятся к удешевлению. Зачастую работу над звуком осуществляют на компьютере. Через десять лет, к примеру, все это уже невозможно будет слушать из-за иных стандартов восприятия… как патефонную пластинку сейчас. Если мы пытаемся выйти на международный рынок, то должны соблюдать стандарт не только качества музыкального обрамления, но и звука. Если сейчас мы начинаем работать с высоким качеством изображения, таким как HD, 4K, 8K, 11K, то и музыку тоже нужно делать в высоком качестве. Ни один HD-канал не возьмет фильм с хорошей картинкой без соответствующего звука. При этом на данный момент ни один российский фильм или сериал не записан с высококачественным звуком, соответствующим стандартам следующих декад.

О ВОСПРИЯТИИ КАЧЕСТВА

— Даже если 70-80 процентов не отличают фонограмму от живого звука, этот факт не может отменить живого исполнения. Я редко бываю в кино, но недавно ходил на фильм «Бегущий по лезвию 2049». Когда вышла первая картина, мне было восемнадцать, и это был культовый фильм своего времени. Поэтому мне захотелось пойти на вторую часть. И впечатление от картины получилось совсем другое. Такого звука и изображения я еще не видел. Во время просмотра чувствуется колоссальный труд автора, слышно каждую нотку Ханса Циммера, которая воздействует на тебя самым потрясающим образом.

Кино - это сложный вид искусства. Изображение, звук, реплики героев - все это вместе создает некую симфонию... Конечно, не все люди разбираются в качестве картинки, но это не значит, что нужно ориентироваться на 2D. Потому что магия кино воздействует на зрителя, даже если он этого не понимает и не осознает.

О СВОЕЙ ПОСЛЕДНЕЙ РАБОТЕ НА ТВ

— Выступить в качестве композитора меня пригласили в прошлом году на MIPTV. На тот момент проект «Тот, кто не спит» - современная история, сай-фай, космос с элементами детектива, действие которого разворачивается в провинциальном городе, находился в состоянии запуска, и мне нужно было включиться оперативно. Изначально необходимо было написать тридцать тем, но в итоге получилось больше. В общей сложности мы записали около 300 минут оригинальной музыки. Серия длится примерно 48 минут, из которых 30 насыщенны музыкой, что можно сравнить с большинством корейских сериалов.

О СВОЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

— Я делал довольно много записей с оркестром. Например, писал музыку к английской картине «Шах и мат», построенной на оркестровой музыке. В этом фильме, снятом на основе русских сказок, нужно было сделать симфоническую, но при этом современную музыку. Это оказалось очень интересной для меня задачей. В той же картине «Меч короля Артура» послушайте, как соединена электронная музыка с этнической и оркестровой. Такое сочетание дало в итоге колоссальный результат. Я двигаюсь в этом направлении.

О ДРУГИХ ПРОЕКТАХ

— У меня всю жизнь так. Блокчейном занимаюсь с 2011 года. Бизнес-подход всегда значил для меня много. Поэтому разделяю так: левая нога здесь, а правая - там. Я привык делать все параллельно: могу лететь в самолете, придумать мелодию и записать ноты на телефон... У меня там достаточно много зарисовок.

О МУЗЫКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ

— Из всего мультимедийного контента музыка подвергается изменениям в первую очередь. Все меняется очень быстро: возможности создания, производства, доставки, хранения, модель монетизации.

О КОМПОЗИТОРЕ - ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ

— Я принимаю любой вызов и такой, в том числе. Считаю, что всю музыку из наших сериалов вполне может написать искусственный интеллект.

(Нина Ромодановская, ProfiCinema, 26.09.2018)

Читайте также

Коментарии (0)
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.