» » Надишана, звуковой микрохирург: сердце на ладони

Надишана, звуковой микрохирург: сердце на ладони

Мультиинструменталист, композитор, продюсер и дизайнер экспериментальных музыкальных инструментов, новатор в области современной этнической музыки, Владисвар Надишана вот уже несколько десятилетий покоряет сердца своим необычным талантом: соединять несоединимое. Своей музыкой он увлекает за собой в страну Мечты и Творчества, где дышится легко и свободно. Много лет назад Надишана разработал уникальный подход к игре на каждом из своих инструментов. Он нашёл свой собственный творческий метод под названием «звуковая микрохирургия», объединяющий композицию, аранжировку и нелинейный цифровой монтаж звука. На концерте в Минске, в рамках гастрольного тура, музыкант представил широкие возможности хэндпана, инструмента, ставшего особенно популярным в последнее десятилетие.

Надишана, звуковой микрохирург: сердце на ладони

Однако как многие знают хэндпан – не единственная стальная перкуссия Надишаны. Владеет он ею мастерски и знает по меньшей мере тысячи нюансов игры. Чудесно раскрывает полностью всю палитру звучания перед ошеломлённым зрителем. Давно ещё будучи студентом одного из институтов Санкт-Петербурга, Владисвар познакомился с этническими инструментами Африки и Индии и научился играть на них. Это было время«лихих»90-х,когда народ ощущал нехватку буквально всего: от продуктов питания до элементарных бытовых удобств. Тогда же Надишана сделал первые свои открытия в области звучания бытовых предметов. Например в его руках водопроводная труба зазвучала «музыкально»,а некоторые придуманные им самим инструменты получили причудливые названия: футуяр, дзуддахорд, гибридный кавал.

Надишана, звуковой микрохирург: сердце на ладони

Творческая лаборатория музыканта называется «кафедра звуковой микрохирургии». Вот уже 15 лет он экспериментирует со своей большой коллекцией. На основе экспериментов записывает альбомы. На сегодняшний день их насчитывается что-то около одиннадцати. Звучать, стучать, трещать в «тему» Надишана умеет и никогда не устаёт!

Музыкант любит «вставлять» в современное звучание музейные экспонаты. Например русскую обертонную флейту калюку. Этому инструменту он подарил второе рождение. Иногда на его концертах можно услышать редкую экзотику с необычной аранжировкой. Лаосская флейта ча мпла прекрасно вписывается в музыку фолк фьюжн. А небольшой варган в руках мастера превращается в целый оркестр. На минском концерте мы услышали изумительное соло на варгане с восторгом и душевным трепетом.

Не удивительно что Владисвар Надишана–желанный гость музыкальных фестивалей по всему мру! Вот некоторые из них: Kihaus FolkFest, Musicastrada Festival, Israeli Didj fest, Le Reve de l’Aborigene, Chisinau Ethno-Jazz Festival, SoUndSo festival, Folkest festival. Из славянских – «Устуу-Хурээ», «Саянское кольцо», «Новые песни древней земли», «Крутушка». Музыкант выступает в нескольких проектах вместе со своими коллегами по исследованию звукового плато. Трио Nadishana-Kuckhermann-Metz раскрывают потенциал хэндпана в сочетании с другими инструментами. Двое известных музыкантов в области world fusion, Steve Shehan и Armin Metz вместе с Надишаной составляют ещё один коллектив. Музыканты исполняют современную этническую музыку. А вот элементы джаза можно услышать в музыке дуэта Nadishana-Gorelik. Но конечно особую симпатию у зрителей и слушателей всегда вызывают сольные программы Надишаны. Обычно на концертах Владисвар презентует примерно 20 редких этнических инструментов со всего мира. Никогда не догадаешься на чём он будет играть в этот раз, и какой сюрприз ожидает зрителей. Так в Минске на концерте что был посвящён хэндпанам музыкант показал нам удивительную технику музицирования ещё и на инструменте не заявленном в афише! Но об этом – немного позже.

Конечно же можно с уверенностью сказать что музыка Надишаны атмосферная. Ощущение безвременья приносит спокойствие душе и тихую радость. Ещё такую музыку можно назвать «музыкой инопланетян». Исследования мастера в области фольклора разных стран и наше знакомство с этими мелодиями вполне можно считать встречей с иными мирами. Многие из нас чувствуют в музыке мастера дух свободы и безграничного творчества. Настоящим откровением стал альбом мастера «Внедрение в Материал». Он записан в 2002 году. В этом альбоме Надишана стремился найти общий знаменатель в музыкальной магии разных традиций мира. Музыка на этом диске является некой смесью фольклора стран Азии, Европы, Древнего Кужебара. В записи используется способ последовательного наложения партий и игра на различных этнических инструментах. Дзуддахорд, калюка, бансури, жалейка, флейта, хомус, акустические гитары радуют слух своим звучанием. А Владисвар Надишана представляется волшебником и мастером на все руки и на все звуки!

Послушать музыку Владисвара Надишаны.

Хэндпановский концерт Владисвара Надишаны в Минске превзошёл самые смелые наши ожидания! Музыканта в Беларусь пригласили ребята минской школы барабанов TekaDUM. Это и определило программу концерта и основную цель: познакомить зрителей с инструментом нового века хэндпаном. Этот инструмент довольно сложен в освоении и богат в плане возможностей и красоты звучания. Мы услышали новую программу Надишаны на хангах, RAV Vast и других инструментах.

Владисвар – один из немногих кто развивает культуру хэндпана и создаёт новый подход в игре на нём.Стиль его довольно уникален и оригинален. Мастер использует в игре нечетные размеры. Играет в манере «split hand». Этим он и выделяется на фоне остальных музыкантов, расширяет возможности стальной перкуссии. На концерте были и сюрпризы. На маленьком детском бубне Надишана исполнил вполне «по взрослому» танец Шамана.

Мы похоже всерьёз поверили в его магические способности завораживать одним лишь ритмом и темпом без проявленной мелодической линии. Что уж говорить о соло на варгане, который по стереотипу часто воспринимают лишь как несложную перкуссию, или дополнение к «основным» гитаре и фортепиано. Редко можно наблюдать в концертных залах такое потрясающее зрелище: зрители слушают в течение 20 минут «варганную установку» музыканта в полном молчании.

Где бы не выступал со своими инструментами «звуковой хирург» (в арсенале музыканта их насчитывается более трёхсот этнических и традиционных со всего мира) его везде с нетерпением ждут и радушно встречают. Выступления мастера – это всегда единый и целостный гармоничный музыкальный поток. Возможно уникальность и неповторимость личности музыканта в том что как признаётся он сам, ему «всегда хочется настроить инструменты под себя, поэтому приходится изобретать новые». Надишана создаёт звуковую палитру на наших глазах. Точно, изящно, красиво.

Было жаль расставаться с чувством невесомости и полета за пределы сознания. И прощаться с мастером игры на удивительных «космических тарелках», который открыл для нас окно в огромный и необъятный мир космоса нашего Существа.

Фото: Светлана Квятко

Автор благодарит организаторов концерта в Минске (24.05.2018) Сергея Синаторова и Ивана Кривоноса за предоставленные фотоматериалы.

Источник Apelzin.ru

Читайте также

Коментарии (0)
Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.